Предметом доклада Ольги Астаховой стали три балета в постановке Алексея Ратманского: «Золушка» С. Прокофьева (Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002); «Светлый ручей» Д. Шостаковича (Латвийская Национальная опера, Рига, 2004); «Пламя Парижа» Б. Асафьева (Большой Театр, Москва, 2008). В создании всех спектаклей принимали участие бумажные архитекторы Илья Уткин и Евгений Монахов. Благодаря взаимодействию хореографа и архитекторов, в балетах выстраивается особая драматургия времени и пространства, современная интерпретация вступает в диалог с трактовками советского периода, среди которых «Золушка» (Большой театр, 1945); «Светлый ручей» (МАЛЕГОТ, Ленинград, 1935 и Большой театр, 1935); «Пламя Парижа» (ГАТОБ, Ленинград, 1932 и Большой театр, 1933–1964). В спектаклях А. Ратманского проявляется отношение к судьбе человека в тоталитарной системе, в том числе и к судьбе композиторов Д. Шостаковича и С. Прокофьева. В «Пламени Парижа» эта сквозная тема выведена балетмейстером в мизансценический и сюжетный план балета. Тяготение бумажной архитектуры к грандиозности получает в сценических условиях необходимое пространство. При этом именно в театре утопический способ прочтения архитектурных пространств меняется на антиутопический. Благодаря сложносочиненным архитектурным композициям задников-гравюр, дистанция между переосмысленной архитектурной неоклассикой и сценическим действием препятствует идеализации истории. В условиях театра, где в пространство архитектурных фантазий оказывается вписан человек, отчетливо проявляется конфликт этих двух масштабов.
Версию доклада, подготовленного для «Театра в пространстве культуры» и представленного в рамках международного симпозиума «Пути России» можно прослушать здесь (60-я минута).