23 декабря 2011 года в рамках лаборатории «Театр. Пространство. Культура» прошел семинар, посвященный опере «Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова. В обсуждении приняли участие Ольга Рогинская (ВШЭ), Оксана Гавришина (РГГУ), Ольга Астахова (РГГУ) и Юлия Лидерман (РГГУ), а так же студенты и магистранты ВШЭ и РГГУ. Как указала в своем выступлении Ольга Астахова, спектакль Чернякова, в котором он выступает и в качестве режиссера, и в качестве сценографа, представляет собой уникальный эксперимент по работе с возможностями оперной сцены. Так, он возвращается к павильонным декорациям, которые позволяют не только улучшить качество звука, но создать материально-конкретное пространство для существования персонажей. Как подчеркнула Юлия Лидерман, это и социальное пространство, центральным персонажем которого является вокально единый, но визуально дифференцированный хор. Герои практически лишены частной жизни, их существование до такой степени публично, что любой неосторожный шаг вызывает цепную реакцию и ведет к катастрофе. О социальной и исторической дифференциации говорила и Оксана Гавришина, остановившаяся на проблеме исторического времени внутри (пушкинская эпоха — время написания оперы) и вокруг конкретного спектакля, поскольку для сегодняшнего зрителя контраст между провинциальным и столичным существованием главных героев обретает те обертона, которых не было в советские времена. В заключение Ольга Рогинская предложила взглянуть на спектакль с точки зрения взаимодействия собственно оперного и драматического начала. В чем притягательность оперы для современных режиссеров? По-видимому, в том, что это одна из последних «больших форм», где есть не только герои, но людская масса — хор — которая способна как оставаться толпой, так и становиться народом.