Почему в советских фильмах Ленин всегда суетится и размахивает руками? И что общего между театральными экспериментами начала 1920-х годов, запечатленными в «12 стульях» Ильфа и Петрова (Агафья Тихоновна «была в трико телесного цвета и мужском котелке. Балансируя зеленым зонтиком с надписью „Я хочу Подколесина“, она переступала по проволоке, и снизу всем были видны ее грязные подошвы»), и фильмом «Чапаев»?

Ответ на эти и многие другие вопросы можно было узнать из доклада Е.Я. Марголита, посвященного первому поколению постреволюционных киноэксцентриков. Многие из них были «экс-центриками» по определению: рожденные на окраинах империи, они обратились к искусству, не имевшему официального статуса и тяготевшего к низовым развлечениям. Эйзенштейн, Козинцев и Трауберг, и даже Довженко — будущие мэтры советского кино начинали с эксцентрических короткометражек, где привычный мир оказывался поставлен с ног на голову (что соответствует представлению о революции как о перевороте). Не случайно, что и первые фильмы о Ленине («Ленин в Октябре») тяготели к жанру авантюрного боевика. Но этот эстетический демократизм не должен вводить нас в заблуждение: это было абсолютно авторское кино, т.к. в его основе лежали принципы монтажа (то, что Кулешов называл «творимой земной поверхностью» и «творимым человеком»).

P.S. Докладчик дал согласие на еще одну встречу в рамках семинара. В начале следующего семестра мы надеемся узнать об истории эксцентриады послевоенного кино СССР.

P.P.S. Статья, посвященная выступлению Е. Я. Марголита (Источник: ПОЛИТ.РУ)