26 сентября 2015 года независимая исследовательская лаборатория Theatrum Mundi совместно с ИВГИ им. Е.М. Мелетинского провели круглый стол «Эпистемология зрителя», посвященный различным способам теоретического осмысления и описания позиции зрителя (прежде всего, театрального, но не только) в европейской культуре от раннего Нового времени до наших дней. Зритель как вовлеченный или отстраненный наблюдатель, как свидетель значимых событий, как представитель публики и, соответственно, публичной сферы, как социологический конструкт, как заранее заданное направление взгляда, — эти и многие другие способы концептуализации присутствуют и в исследовательской литературе и, в меньшей мере, в художественной и театральной критике. Помимо объективных факторов, это объясняется тем, что разговор о зрителе предшествующих эпох имеет отвлеченный характер, тогда как попытки описать современную ситуацию зачастую приходят в противоречие с непосредственным зрительским опытом тех, кому они адресованы. Подобное балансирование между теорией и личным опытом, по-видимому, должно быть выведено на первый план и стать конструктивной частью эпистемологии зрителя.
1 часть
Мария Неклюдова, вступительное слово
Юлия Лидерман «Зрительская роль и социальное действие».
Ольга Аннанурова «Увидеть/почувствовать: тело зрителя и поверхность изображения».
Оксана Гавришина «Историчность взгляда».
Ксения Гусарова «Оптика Пруста: роскошь фотографического зрения».
2 часть
Ольга Рогинская «Актер как зритель, зритель как актер».
Мария Неклюдова «Раздетый зритель, или обеззараживание мимесиса».
Варвара Склез «Зритель и взгляд в историческом реэнектменте».
Галина Шматова «„Активизация“ современного зрителя: интерпретационное сотрудничество (случай „Лестничной клетки“ Юрия Погребничко)».