Отправной точкой для доклада В. В. Гудковой стал ее личный опыт существования в дисциплине именуемой «театроведением», точнее, собственное первоначальное представление о ее возможностях и степени разработанности (о последней можно судить по тому факту, что первая монография о Станиславском вышла лишь в 1977 г.). Обращение к Театральной секции Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) помогает разобраться в истоках проблемы, поскольку основы этой дисциплины были заложены именно там, усилиями оставшихся в Советской России ученых и театральных деятелей (первым директором секции был Н. Е. Эфрос, ученым секретарем — Павел Марков). Среди горячо обсуждавшихся на заседаниях секции вопросов многие касались дисциплинарной специфики театроведения: театр как объект изучения; из каких артефактов должна выстраиваться его история; спектакль как единица театроведческого анализа и пр. В связи с этим особенно показательна дискуссия, которую на протяжении нескольких лет вели мхатовец В. Г. Сахновский и философ П. М. Якобсон о принципиальной познаваемости / непознаваемости театра и, соответственно, том инструментарии, с которым можно подходить к его исследованию. Кроме того, именно в Театральной секции ГАХН разрабатывались методы реконструкции спектаклей прошлого (на основе идей Макса Германа), велось углубленное изучение новой аудитории, результаты которого радикально расходятся с последующим советском мифе о «новом зрителе». И хотя хронологически история ГАХН оказалась недолгой (уже в 1927 г. ее деятельность началась сворачиваться), предложенные в ее рамках театроведческие модели не только сохраняют свою актуальность, но, как показала В. В. Гудкова, еще не до конца освоены.