Доклад Константина Дудакова-Кaшуро представлял раннесоветскую (1920-е годы) историю «шумузицирования».
Шум, как музыкальный, театральный, наконец, средовой феномен 1920-х гг. в России редко становится предметом исследования, несмотря на то, что различные концепции и проявления шумовой музыки активно разрабатывались в те годы в театральных студиях Пролеткульта, Мастфора и Синей Блузы, в Гинхуке и в композиторской среде, в кинематографе и в музыкальной педагогике. Эпизод в Театре Колумба из «Двенадцати стульев» и сцены на корабле «Лесоруб» из «Волга-Волга» — лишь еле слышимое эхо того мощного шумового движения, которое объединило в начале 1920-х театральный авангард и пролетарскую самодеятельность, цирковую эксцентрику и музыкальный конструктивизм, средневековую карнавальную культуру и первые звуковые фильмы.История раннесоветского «шумомузицирования» еще не написана, но, как показал докладчик, увлекательна и теснейшим образом связана с историей русского и европейского авангарда. Когда в 1913 г. в журнале «Маски» был опубликован манифест итальянского футуриста Луиджи Руссоло «Искусство шумов», то его идеи сразу были взяты на вооружение русским музыкальным авангардом (так, шумовые элементы предполагались в футуристической опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем»). Но главный фигурой шумового движения в 1920-е гг., безусловно, стал Борис Юрцев, который в своей статье «Оркестр вещей» предложил идею устройства для каждой отрасли (металлургической, деревообрабатывающей и пр.) своего шумового оркестра, использующего специфические для нее производственные материалы. Затем через профсоюзы все они должны были быть объединены в единый шумовой оркестр ВЦСПС. Предполагалось, что музыку для него будет писать композитор Григорий Лобачев (его марш «Металлист» сохранился). Хотя, пожалуй, более широко известны эксперименты Николая Фореггера в его студии Мастфор, в репертуар которого входили «Танцы машин», проходившие в сопровождении шумового оркестра. Отдельного упоминания заслуживает Арсений Авраамов с его «Симфонией гудков» — грандиозным экспериментом, проведенным в 1922 г. в Баку. Если судить по публикациям, то пик интереса к «шуморкам» приходится на 1926 г., после чего упоминания о них идут на спад. По мнению докладчика, это объяснялось и открытой враждебностью со стороны практически всего профессионального музыкального сообщества (включая композиторов-авангардистов), и общим изменением идеологического климата, в результате которого «шумовики» все более вытеснялись в сферу самодеятельного и школьного театра (Юрцев — автор многочисленных пособий для пионерских театров).