В докладе Алексея Масляева «Перформативность в современной кураторской практике», посвященном рассмотрению основных характеристик деятельности куратора (процессуальность, социальная ангажированность, вовлечение различных культурных групп, локальность и проч.) особое значение приобрёл такой режим отношений между куратором и художником (и/или между художниками), который можно описать с помощью термина «перформативный».

Как показал докладчик, социально ориентированное искусство (social-engaged art) является сегодня основным, доминантным направлением на интернациональной арт-сцене. Оно характеризуется открытым финалом, интерактивностью, процессуальностью и акцентированностью на общественные отношения (см. исследования Claire Bishop и Nicolas Bourriaud). В условиях нового символического порядка производства культурного (художественного) продукта, обозначившегося в 90-е годы и получившего широкую институциональную поддержку в начале 2000-х, кураторская практика приобрела установки и особенности, основанные на понимании выставки (exhibition) как процесса и деятельности по созданию и трансляции смыслов (meanings), имеющих идеологический характер и создающих общественные отношения.

Цель — «прямое взаимодействие между людьми» — сделала перформативность базовым принципом художественной практики, который предполагает непосредственную реализацию смысла высказывания (социальное моделирование) посредством делегирования необходимых средств аудитории. Последняя, в таком случае, создает с помощью этих средств новую социальность, сообщество подчас утопического характера. Для того, чтобы сделать коммуникацию между художником и зрителями возможной (make things public), с одной стороны, и спланировать творческую динамику участников при производственном процессе, с другой, и возникает фигура куратора нового, перформативного типа, деятельность которого релевантна указанным задачам. В дискуссии приняли участие Таус Махачева, Юлия Лидерман и гости семинара.