В докладе Ольги Аннануровой «Точка зрения: условия „взгляда“ в стереоскопической фотографии» была представлена коллекция стереоскопических фотографий МАММ.

Почему сегодня ранняя стереоскопическая фотография может привлекать внимание современного зрителя, и чем интересен этот тип изображения для исследователя? Самая очевидная причина такого внимания — это популярность формата 3D. Но у стереофотографии есть пересечения и с другими медиа: по отношению к ней употребляют метафору «безмолвного театра», по сюжетам и функциям стереопары отчасти близки к открыткам, по опыту просмотра, растянутому во времени, могут отсылать к кино. Таким образом, стереография находится на пересечении разных медиа, это касается и материальной структуры изображения и того, как эта материальность влияет на выстраивание значений. Именно трехмерность давала повод современникам включать стереофотографию в дискурс о подлинности, натуральности, и одновременно позволяла этим изображениям быть предметом досуга, развлечений, таким образом проявляя значения иллюзии, театра. Эти разнонаправленные логики снова позволяют нам определять «постановочность» и «документальность» не как заданные характеристики, а как обусловленные контекстом режимы зрения.

Возможно, одно из самых продуктивных для исследования является сравнение стереоскопического изображения с кинематографом, введенное Розалинд Краус. В этом сравнении ключевым становится понятие движения: в одном случае это движение взгляда сквозь статичное трехмерное изображение, в другом — движение взгляда вслед за разворачивающемся на экране действием. Отталкиваясь от этого сравнения, можно предположить, что при просмотре стереографии проявляется ожидание перехода от одного типа движения к другому, ожидание движения самого изображения. Но это ожидание формально остается неоправданным. Похожий зрительский опыт проявляется при просмотре современных изображений, сделанных в технике gif-анимации (примером такого рода снимков являются, например, работы американских авторов Джеми Бек и Кевина Берг). В этих снимках в движение приведена отдельная деталь или фрагмент, находясь на границе движения и неподвижности, они заставляют (снова неоправданно) зрителя ждать продолжения. В обоих случаях, такая неустойчивая позиция зрителя, может включать в себя состояние близкое ужасу. Таким образом, учитывая интермедиальные контексты стереоскопического изображения, мы можем ставить новые вопросы относительно опыта зрителя и культурного взгляда и находить другие логики сравнения ранних стереографий и современных визуальных практик.