Одним из важных событий прошлого года стал выход на русском языке книги Х.-Т. Лемана «Постдраматический театр». Для исследователей работа Лемана интересна не только фактическим материалом, в ней содержащимся, и не только с точки зрения концепции — также крайне важен язык, которым Леман описывает актуальный театр. Культурологи и театроведы уже обратили внимание на то, что Леман ставит под вопрос применимость понятия «чтение» к современному (постдраматическому) спектаклю. Здесь имеется в виду чтение в семиотическом смысле, как последовательная расшифровка знаков. Однако чтение как процесс было серьезно переосмыслено в постструктуралистской системе координат (яркий пример тому — «Удовольствие от текста» Р. Барта). Поэтому в своем докладе я хотела бы, во-первых, рассмотреть, какие альтернативы чтению как понятию предлагаются в поле говорения о театре, и, во-вторых, попытаться представить альтернативные описания чтения, вступающие в сложные отношения с концепцией Лемана.